Художники и дизайнеры переосмысливают классический русский орнамент, как неотъемлемый элемент digital-моды эпохи Web3.0
цифровая мода с русской душой
От Лубка до Метавселенной:
Макс
Гошко-Даньков
Цифровое искусство — органическая составляющая нашей повседневной жизни: от виджета в вашем любимом приложении до цифровой картины на выставке в музее. Цифровое искусство — это не завтра, это — сегодня.

Технологии не стоят на месте, поэтому цифровая мода не ограничивается экраном наших телефонов, планшетов или компьютеров. Все чаще мы говорим о Phygital (соединение физического и цифрового), упоминая виртуальные примерочные или модные показы. Модные дома выпускают коллекции, которые изначально существовали прототипами в сети. Диджитал-дизайнеры создают невероятные концепты, которые рано или поздно мы будем использовать в обычной жизни.

В России огромное количество талантливых digital-художников, некоторые из них часто обращаются к русскому коду (ДНК). Тема «локальности» была на ладони, но, как мы знаем, заигрывание с традиционным народным искусством может привести к эффекту китча. Мы хотели показать красоту русского традиционного орнамента, подать в актуальном ключе, «свежо», «вкусно», не в лоб.

Мы пригласили специалистов, они отобрали орнаменты и мы предложили переосмыслить их художникам, как иногда говорят, сделать авторский «ревизитинг» (от англ. revisiting — пересмотр). Так сложился наш творческий рывок от Лубка до Метавселенной: когда-то орнамент украшал подол рубахи, сегодня, благодаря художникам, он украшает скины (от англ. skin — кожа) диджитал-аватаров.
Художник, куратор проекта
Художники проекта
Максим Арнаутов (Neondazer)
Геометрия русской вышивки, когда-то украшавшей рубаху, превращается в систему произвольной сложности, напоминающей микросхему или нейронную сеть. Кажется, еще один шаг и виртуальный орнамент начнет функционировать, как искусственная нейронная сеть, порождая новые варианты культурного кода.

Орнамент: Хохлома и вышивка
диджитал художник
Вышивка, как интегральная схема
Аделиан Илик
Впервые Хохломская роспись появилась на домашней утвари, для которой мастера готовили деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы, то есть «били баклуши». Сегодняшние «баклуши» — это клавиши и тачпады, благодаря им и таланту диджитал мастеров, символы Хохломы продолжают жить в цифровом мире.

Орнамент: Хохлома
диджитал художник
Без битья баклуш, не видать цифры
Карен Арутюнан
Впервые Хохломская роспись появилась на домашней утвари, для которой мастера готовили деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы, то есть «били баклуши». Сегодняшние «баклуши» — это клавиши и тачпады, благодаря им и таланту диджитал мастеров, символы Хохломы продолжают жить в цифровом мире.

Орнамент: Хохлома
дизайнер, диджитал художник, основатель KAY Lab
Сдержанность диджитал Хохломы
Иван Шамарин (Napasio)
Искусствоведы утверждают, что орнаменты нужно не только рассматривать, но и «читать», правда современному человеку они не всегда понятны. Но это не проблема, когда древний узор превращается в цифровой комикс, благодаря диджитал иллюстраторам. И вот уже сами символы «говорят» с нами и друг с другом, делятся эмоциями и переживаниями. Красная ягода, золотая жар-птица или зеленый лепесток — все они полноценные герои нового диджитал мира.

Орнамент: Хохлома
художник, иллюстратор, создатель арт-вселенной Napasio World
Цифровой комикс для орнамента
Даниил Зуев
Закройте глаза и вспомните ваши детские рисунки: вот он смешной конёк, а вот — солнышко, в здесь — всекрылая жар-птица. Откройте глаза — они все здесь, с нами: с древних времен в узорах на утвари, одежде и украшениях; сегодня — в виртуальных мирах. Мы продолжаем мечтать и претворять наши фантазии в жизнь, а диджитал креаторы помогают нам в этом.

Орнамент: Хохлома, Гжель
современный цифровой художник
Грезы узорчатых героев
Леонид Николаев (Ritual)
Балет — визитная карточка русского искусства, как в реальной жизни, так и в диджитальном. Орнаменты — это часть цифрового танца и скина (от англ. skin — кожа) аватара-балерины. Цифровой орнаментальный балет — не что иное, как синтез пластики танца, цвета и текстуры русского орнамента.

Орнамент: Геометрический орнамент, Гжель, Хохлома
диджитал художник
dribble / vk
Цифровой орнаментальный балет
Евгений Борщ (BOSHEE BOZE)
Каждый орнамент имеет свой ритм, свою цикличность, подобно повторяемости круговых ритмов природы. Искусственная нейросеть под руководством креатора подхватывает этот ритм и трансформирует его в формы, вдохновленные древними геометрическими орнаментами. Теперь эти простые линии и символы также раскрывают образы и явления цифрового мира.

Орнамент: Древнерусские геометрические орнаменты
современный художник
Ритмы цифрового бытия
Валерия Оришак
Солярные знаки (символ Солнца) обладают большой силой и по сей день имеют влияние на людей. Неминуемо, Солнце копируется из физического мира в цифровой, заполняя собой все пустоты. И вот уже в метавселенной полуденный зной: жара запекает миллионы золотых солнц и несет их по «коло» (от древнерус. «ось мира»), подобно круговому народному танцу.

Орнамент: Солярный знак, геометрия русской вышивки
3D-художник, иллюстратор
Миллионы Солнц диджитал “Коло”
Руслан Вяльцев
Мезенской (или Палащельской) росписью занимались исключительно мужчины, используя глухариное перо, так как гусиное было роскошью. Одна из характерных черт мезенской росписи — полосы и ярусы, те самые, которые диджитал мастер воссоздает в цифровом формате, бережно передавая технику рельефного мазка, как его предки много столетий назад. И вот перед нами статичный цифровой артефакт, наполненный динамикой символов.

Орнамент: Мезенская роспись
Цифровые артефакты Палащелья
Сергей Лободин
Жар-птица — привычный персонаж славянских сказок, как символ огня, света и солнца. По преданиям пение Жар-птицы исцеляет. В виртуальном мире, при помощи диджитал художника, Жар-птица может переродиться в одного из своих человекообразных аватаров, тем самым продолжая повествование сказки, которой, по видимому, нет конца.

Орнамент: Хохлома
диджитал художник
Перерождение виртуальной Жар-птицы
Артем Ткач
Знаки-символы, по народному «узорки», в зависимости от своего расположения передавали силу пожелания, запечатленного на ткани орнамента. Рано утром мастерица идет встречать рассвет и, через солнечные образы, вшивает пожелания плодородия земле, приплода скоту и плодовитости женщине. Это не былина, это реальная сцена из нереального цифрового мира, в котором аватары продолжают традиции русских «узорок».

Орнамент: Хохлома
диджитал художник
Тайны онлайн “узорок”